Поэт на паперти

На площади шумной, в тени от столба
Старушка стоит целый день напролёт,
О милости просит всех ради Христа,
Но люди забыли, что есть у них бог.

И им всё равно, что она инвалид,
Нет жалости в наше тяжелое время,
И сердце, увидев несчастье, молчит.
Во власти оно равнодушного тела.

Старушка, поняв, что мольбы не помогут,
Проклятьем грозит всем прошедших без слёз,
Но, даже то слыша, уж души не дрогнут,
Ведь проклят наш мир на два века вперёд.

а вот учебник по стихосложению мне доводилось читать и не один.. у меня ведь филологическое образование… и любой учебник, да и любая творческая реализация, показывает, что правил-то много, но жёстких и однозначных-нет. поэтому и проблемы каждого отдельного текста нужно решать не по учебнику, а в связи с каждым отдельным текстом. и я ведь не прошу, чтобы один человек взялся и всё разобрал. а, как говорится, с миру по нитке…))

© АлександраК

На площади шумной, в тени от столба
Старушка стоит целый день напролёт,
О милости просит всех ради Христа,
Но люди забыли, что есть у них бог.

Непонятная логическая связка. Просит ради Христа — но люди забыли, что у них есть бог. Возможно, они буддисты или мусульмане. Синонимичность понятий «бог» и «Христос» не универсальна. К тому же, сама старушка — образ небесспорный. У меня, как у читателя, нет уверенности, что эта старушка не является профессиональной побирушкой, зарабатывающей больше меня.

И им всё равно, что она инвалид,
Скажу циничное: побирушке инвалидность помогает. К тому же, имея друзей-инвалидов, могу судить по ним: нет, не все готовы побираться.
Нет жалости в наше тяжелое время,
Сентенция, основанная на незнании. Я встречаю людей, посвящающих всё своё, и без того несвободное время, помощи слабым, больным и неимущим. Анализ слабых стихов — это тоже благотворительность. Я воспринимаю эту фразу «нет жалости в наше тяжёлое время» как нытьё, огульное оскорбление всех благородных людей.
И сердце, увидев несчастье, молчит.
Опять ложь. Человек падает, поскользнувшись в гололёд — и всегда кто-то протягивает руку. Иногда несколько рук протягиваются одновременно. Рефлекс у людей срабатывает.
Во власти оно равнодушного тела.
Это что-то про секс, автор уходит от темы. Либо не знает, что написать — и ляпает, абы что.

Старушка, поняв, что мольбы не помогут,
Проклятьем грозит всем прошедших без слёз,

Вот этот образ бессильного проклятья, когда даже слёз не осталось, а лишь обида и злоба на весь мир — единственный живой образ в этом стихотворении. Это живое.
Но как оно подано? Гнуснейшие падежные связки (я не побоюсь этого слова) — вам не стоило упоминать о своём «филологическом образовании». Такие выверты непростительны. Конструкция предложения предоставляет простор воображению читателя: всем прохожим, прошедшим без слёз, старушка грозит проклятьем. Я уже объяснила своё понимание этого образа, но такой смысл тоже можно прочитать.

Но, даже то слыша, уж души не дрогнут,
Можно прочитать «даже-то» и массу других вариантов. Конструкция, безграмотная изначально, добавляет оттенки смыслов: «уж не дрогнут» — а раньше дрожали?
Ведь проклят наш мир на два века вперёд.
Это авторское проклятие. Не показано, чтобы «мир был проклят» старушкой. Этот момент может присутствовать в воображении автора — в тексте он не отображён. Проклятие — вещь сильная. В стихотворении нет убедительной причины для авторского проклятия миру на два века вперёд. Автор может сам своими силами помочь старушке вместо написания стихов.

Что создаёт поэзию? Образ. Образ старушки, нарисованный в данном стихотворении — многажды мусолился всеми неленивыми графоманами. Своего образа здесь нет, суть стиха вторична. Корявые построения фраз, штампы, провалы в логике. И рифмы.

О рифмах отдельно. Те рифмы, что мы видим в данном произведении — хороши для шуточных стихов, имеющих целью подчеркнуть нарочитую «детскость» рассказчика. В этом стихотворении с его проклятиями и несчастьями эти рифмы показывают образ рассказчика (или точнее, автора) — как той самой безграмотной старушки, взявшейся за сочинение стихов от нечего делать — день долгий, надо чем-то развлекать себя на паперти.

Реклама


Рубрики:Рецензии

Метки:

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: