Стёб как разновидность поджанровой литературы

Аналогично тому как игра являет собой отражение других видов человеческой деятельности, литературная игра отображает другие виды литературного творчества — в виде пародии, цитирования, углубления в неосновное (звуковое, лингвистическое) направление следования сюжету. На первый взгляд, такие игры часто могут восприниматься как поверхностные — но ведь и обычные детские игры взрослые часто воспринимают как нечто не вполне серьёзное.

Литературный стёб воспринимается проще при возможности чёткого определения. К примеру, в литературных собраниях с завидной регулярностью встречается ситуация, когда явную пародию, подделку принимаются громить за «вторичность сюжета», «безграмотность», «наивность мотиваций» и т.д. Критики были бы менее агрессивны, отнеси автор заранее своё произведение в разряд «пародий». Но автору ужасно любопытно понаблюдать за реакцией «взрослых дяденек и тётенек» — автор стёбного произведения продолжает ребячиться, запрятывая свою игрушку среди «серьёзных рассказов». Поучительного в этом то, что «серьёзные» рассказы по уровню оригинальности не всегда можно отличить от пародий. Постоянное присутствие некоторого количества стёба в ворохе конкурсных поделок позволяет критикам не расслабляться, увлекаясь литературной игрой и всякий раз выпукло подчёркивая наиболее распространённые ошибки.

На днях меня склонили к развратным действиям. С. Тулина «кинула в меня именем» Нины Васиной — и я погрязла в чтении. Светлана знает о моей слабости и склонности к регулярным запоям. Зачем она это сделала? — предполагаю, из-за моей любви к литературным играм.
Но что за наглая прелесть эта Нина Васина, я вам скажу! Если в её соблазнительных рассказах и есть оригинальные сюжеты — я их не замечаю. Изощрённое сложносплетение явных, полуявных и неявных цитат и заимствований сюжета. Сказочный приём обожествления персонажей (наподобие Василисы Премудрой или Елены Прекрасной) — а сказка, это такая сила, которая бьёт под-дых, даже и вполне себе компьютерного современника.

Что заставляет меня отнести произведения Нины Васиной к литературному стёбу?
1) Лёгкость, неотъемлемо присущая игре;
2) Запредельное количество цитат и заимствований;
3) Отсутствие «общих» мест, авторских высказываний — сюжет прёт сплошным потоком, не позволяя разглядет лица автора.

И тем не менее, лицо у автора есть. Искренняя любовь к своим персонажам. Без этого нет настоящего произведения. Вот эта чётко выраженная авторская позиция поднимает стёб на высоту жанра. Творчество — всегда игра, какой бы болью она ни казалась порой. Хорошая игра способна увлечь читателя за собой.
Даже, мне кажется, для такой затяжной безбашенной игры, у автора должно быть два лица, как у Ильфа с Петровым, подзуживающих, подзадоривающих, поддразнивающих друг друга.

В том или ином виде элементы стёба встречаются практически в любом сколько-то примечательном рассказе. Мастер использует всю палитру своих красок, все инструменты, чтобы затащить читателя в свой мир, увлечь игрой, заставить читать, не отрываясь.
Вот эта увлекательность и помогает отличить удачный стёб от неудачного.

Не спите, критики!
Если вы, прочитав рассказ на одном дыхании, мотаете головой и, морщась, лепечете: «Это безграмотно… это вторично…» — встряхнитесь. Постарайтесь проснуться и уйти от заскорузлого брюзжания в мир сказки, в мир игры — куда неизменно приглашает нас стёб.
Если же ваш диагноз не позволяет вам играть — то хотя бы постарайтесь не забыть, что игры всё ещё существуют. И что смешон не «глупый автор», а замшелый старикан (или старушенция), шепеляво поучающий шалуна: «Не играй! Прекрати бегать, прыгать и шалить!»

Не спите, авторы!
Если ваш стёбный рассказ воспринимается в штыки — подумайте: а ваша ли это аудитория/тусовка? Готовы ли вы побеждать ветряные мельницы?

Грустный Сервантес показал столько аллегорий в своём романе, что мы, ныне живущие, не воспринимаем его как стёб. Это та высота искусства, где классификации уже неинтересны.
В этом величие игры.

Реклама


Рубрики:Игры, Статьи, Юмор

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: